Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия в нашей стране кардинально изменилось отношение к семье. В условиях повышенного внимания к карьере и жизненному успеху дети часто воспринимаются как препятствие для развития личности. Предпочтения молодых людей часто склоняются в сторону бездетных или единственных семей. Для значительной части молодежи семья уже не является главным ценностным ориентиром. Добрачные и внебрачные сексуальные отношения, так называемая "свободная любовь" и даже однополые семьи воспринимаются многими как нечто само собой разумеющееся.
В результате рождаемость снижается, в семьях становится меньше детей, растет число разводов, неполных семей и внебрачных детей, увеличивается психологическая напряженность в семьях. "Проблему снижения рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям", – сказал по этому поводу Владимир Владимирович Путин в своем последнем выступлении в Государственной Думе. В связи с этим на государственном уровне целесообразно проводить мероприятия, направленные на укрепление семьи и семейных ценностей, привлечение внимания общества к проблемам семьи.
В Послании Президента РФ говорится, что целью семейной политики на федеральном, региональном и местном уровнях является создание условий для формирования "благополучных семей", способных самостоятельно решать свои проблемы и в полной мере выполнять свои социальные функции.
Следовательно, социально-педагогическое проектирование местной семейной политики в развивающихся обществах предполагает создание определенных компонентов, таких как модель семьи.
Многие исследователи, занимающиеся проблемами семьи, изучали процесс развития семейных институтов в разные исторические периоды и выработали определенные представления о различных формах семейной организации. Так, свои теоретические представления об идеальном типе семьи высказывают Л.В. Карцева («идеальная модель»), О.И. Волжина («идеально-типическая модель»); размышления о разных типах современных семей можно найти у других российских и зарубежных авторов: о «благополучной» и «неблагополучной семье» – у В.А. Сысенко, Т.Г. Калачевой, об «ущербной» семье – Ф.А. Ильдарханова, о «нетрадиционной» семье – у В.В. Солодовникова, о «звездной» – у М.В. Медковой, о «многофакторной» – у Т.Г. Калачевой, «круговой» – у Д. Олсона, «стабильной» – у В.Г. Захаровой, «прочной» – у Ю.Р. Хайрулли-ной, «счастливой» – у М.К. Горшковой, «гармоничной» - у Г.Г. Парфеновой и т.д.
Мы полагаем, что «благополучной» можно назвать семью, которая отвечает потребностям современного российского общества, духу времени, сама в состоянии решать свои проблемы, способна в полной мере выполнять социальные функции, дальнейшее развитие которой, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.
Для конструирования модели семьи необходимы первоначальные субъективные представления о «благополучной семье», которые явились бы базовыми при определении выходных параметров оптимальной семьи.
Особое место в общей системе подготовки детей к школьному обучению отводиться семье. Данное мнение высказывают такие специалисты, как М.М. Безруких, Л.В. Венгер, И.В. Дубровина, В.С. Мухина и многие другие. Выявлено, что часто школьные неудачи ребенка, его затрудненное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться являются следствием родительских недочетов и ошибок.
С точки зрения Л.И. Божович, Г.В. Бурменской, Р.В. Овчаровой и многих других авторов, современные родители часто перекладывают обязанности по подготовки детей к школьной жизни на детский сад или другие образовательные учреждения, предлагающие подобные услуги. Но они не понимают, что дополнительны образовательные учреждения формируют только умственные стороны ребенка.
Семья – это социальный институт, обеспечивающий социализацию детей в обществе. Доказано, что первые важные впечатления об общечеловеческих ценностях, правилах поведения и способах общения с другими людьми формируются именно в семье. Психологи установили, что психологическая зрелость семьи и опыт социального общения имеют решающее значение для развития личности ребенка и делают успешным переход из дошкольного учреждения в первый класс.
Новая система образования ищет продуктивные формы и методы работы с родителями, позволяющие расширить знания ребенка о системе школьного образования и вопросах готовности к обучению, учитывая при этом личностный, психофизиологический и интеллектуальный потенциал ребенка.
В соответствие с актуальностью представленной проблемы целью курсовой работы является рассмотрение особенностей благополучной семьи первоклассника.
Задачи исследования:
-рассмотреть психологические особенности развития ребенка 6-7 лет;
- рассмотреть критерии подготовленности будущего первоклассника к школе;
- определит роль благополучия в семье в воспитании детей младшего школьного возраста;
- провести эксперимент по выявлению критериев благополучной семьи и провести анализ результатов исследования.
Объект исследования – благополучная семья.
Предмет исследования – особенности благополучной семьи и ее влияние на психологическое состояние первоклассника.
Методы исследования: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующей теме исследования.
Теоретической основой исследования стали труды следующих авторов: Божович Л.И., Виноградовой А.Д., Дубровиной И.В., Орловой В.В., Терещенко М.Н., Поленок А.А. и др
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в рамках преподавания дисциплины «Педагогика» и «Психология» для студентов вузов педагогической направленности.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – Москва: МГУ, 2014. – 400 с.
2. Власюк И. В. К вопросу о проектировании модели благополучная семья //Вестник Костромского государственного университета. – 2006. – Т. 12. – №. 12. – С. 34-37.
3. Виноградова, А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет / А.Д. Виноградова – Санкт-Петербург: Образование, 2003. – 85 с.
4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой – Москва: Просвещение, 2009. – 315 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский – Москва: Астрель, 2013. – 672 с.
6. Выготский Л.С. Проблема возраста. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. Изд. 2-е. – Москва: МПСИ, 2016. – 67 с.
7. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина – Москва: МГППУ, 2016. – 91 с.
8. Дубровина, И.В. Психология учебник для студентов среднего педагогического учебного заведения / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан – Москва: Академия, 2014. – 464 с.
9. Запорожцев Е. В. Проблемы адаптации первоклассников на начальном этапе обучения в школе //Молодежная наука-развитию агропромышленного комплекса. – 2020. – С. 224-228.
10. Майкон В. А. Семейные взаимоотношения глазами детей и родителей, как предмет профессионального интереса в психологическом сопровождении первоклассников //ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА. – 2012. – С. 79-84.
11. Мошану-Шупак Л. и др. Некоторые особенности адаптации первоклассников //Fiziologia şi sănătatea. – 2012. – С. 307-311.
12. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет / Н.И. Непомнящая – Москва: Педагогика, 2007. – 302 с.
13. Орлова В. В. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ САМООЦЕНКИ ПЕРВОКЛАССНИКА //Научная компетентность молодых учёных: идеи, перспективы, направления. – 2019. – С. 174-175.
14. Поленок А.А. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022623 https://scienceforum.ru/2020/article/201802262 (дата обращения: 14.01.2024 ).
15. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под ред. В.Д. Шадрикова – Москва: Логос, 2011. – 232 с.
16. Сластёнин В. А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр "Академия", 2002.
17. Солдатов, Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2016. – № 4 – С. 112 – 115.
18. Терещенко, М.Н. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школе // учеб. лекция [Электронный ресурс]. URL: http://school23.krasnoturinsk.org/poleznoe/roditelyam/36-rol-semi-v-formirovanii-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html (дата обращения: 08.12.2019).
19. Шульга, Т.И. Эмоционально – волевой компонент готовности к обучению школьников / Т.И. Шульга // Вестник Московского гос. обр. ун-та. – 2017. – № 1 – С. 129 – 131.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин – Москва: МГУ, 2014. – 128 с.
21. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – Москва: МГУ, 2016. – 286 с.